Петр Борисович Ганнушкин (1875-1933) - один из самых известных российских и советских психиатров. Прежде всего он известен как создатель концепции малой психиатрии в российской науке. В книге «Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика» он предложил классификацию конституциональных психопатий, и до 1997 года эта классификация использовалась в России. В 1997 произошел переход на Международную классификацию болезней, и термин «конституциональные психопатии» был заменен на «расстройства личности».
В 2022 году из корпуса больницы им. П. Б. Ганнушкина на Потешной улице в Музей Преображенской больницы была передана личная библиотека Петра Борисовича. Эта библиотека, а также другие книги, документы и фотографии стали основой для выставки "Петр Борисович Ганнушкин: интеллектуальная биография психиатра", прошедшей в Музее Преображенской больницы с 20 мая по 14 августа 2023 года. В этой статье мы рассказываем основные тезисы выставки.
Учёба в Московском университете
В 1893 году Ганнушкин поступил на медицинский факультет Московского университета, когда тот переживал свой “золотой век”. Здесь работали наиболее выдающиеся медицинские деятели этого времени, и здесь же Ганнушкин принял решение стать психиатром. В частности, тогда в университете работали А. Я. Кожевников и С. С. Корсаков.
Как П. Б. Ганнушкин, А. Я. Кожевников был родом из Рязани. Он известен тем, что выделил невропатологию в отдельную дисциплину, создав свою московскую школу невропатологов и воспитав многих последователей. При нем в 1869 году была создана кафедра нервных болезней в московском университете, он ее возглавил. На четвертом курсе П. Б. Ганнушкин занимался на этой кафедре нервных болезней под руководством А. Я. Кожевникова.
Ключевое влияние на Ганнушкина также оказал С.С. Корсаков - один из самых известных российских психиатров, ординатор Преображенской психиатрической больницы и директор психиатрической клиники Московского университета на Девичьем поле. Именно благодаря Корсакову и его соратникам Ганнушкин воспринял наиболее важные принципы российской общественной психиатрии: систему нестеснения и открытых дверей, гуманный подход к пациентам, научные методы изучения психических болезней. Корсакова возглавлял общественную психиатрию того времени, его называли русским Пинелем. В личной библиотеке Ганнушкина есть посмертное издание «Курса психиатрии» С. С. Корсакова.
Ганнушкин в Психиатрической клинике Московского университета (1898-1907)
Окончив медицинский факультет, Ганнушкин стал ассистентом в клинике душевных болезней на Девичьем поле, одном из самых передовых психиатрических учреждений того времени. Здесь он работал под руководством В.П. Сербского, ближайшего соратника С. С. Корсакова. В клинике начинается плодотворное сотрудничество Ганнушкина с его старшим коллегой С.А. Сухановым, совместно с которым он опубликовал несколько статей.
В 1904 г. состоялась защита диссертации Ганнушкина «Острая паранойя». Занимаясь этой темой, он изучал труды зарубежных авторов, а во время чтения делал заметки на полях. Например, на полях книги К. Вернера «Паранойя» можно найти надпись «вряд ли паранойя?».
После того, как Ганнушкин защитил докторскую диссертацию, он был избран приват-доцентом Московского университета. Тогда же стал читать свой первый курс - «Учение о патологических характерах». В эти годы Ганнушкин начинает разрабатывать свою теорию о психопатиях, которая станет его главным научным трудом. Первой его самостоятельной публикацией стала статья «Сладострастие, жестокость и религия» (1901 г.), имевшая в большой степени идеологический (атеистический) посыл. Русская цензура отклонила статью, и Ганнушкин послал её во французский журнал «Annales medico-psychologiques». На русском языке статью впервые напечатали лишь в 1964 году.
В эти же годы П. Б. Ганнушкин проходил стажировку в Париже, в клинике Валантена Маньяна, в больнице Св. Анны. Он посещал клинику Г. Циэна в Берлине и курсы усовершенствования в клинике Э. Крепелина в Мюнхене. Практика зарубежных стажировок была весьма распространена в то время среди лучших врачей.
Кроме того, П. Б. Ганнушкин был консультантом в Бутырской тюрьме, врачом в частной клинике С. В. Левенштейна и ординатором Алексеевской психиатрической больницы на Канатчиковой даче.
Конфликт поколений (1907-1917)
В январе 1907 г. Ганнушкин покинул психиатрическую клинику Московского университета. В это время происходит постепенное расхождение между первым поколением московских психиатров во главе с Сербским и его учениками. Оно выразилось, в частности, в спорах по поводу коллегиального управления. Младшие врачи требовали совместного управления психиатрической клиникой, а Сербский отстаивал единоначалие директора. В итоге многие ординаторы покинули клинику, в том числе и Ганнушкин.
Этот конфликт имел также и научную подоплеку: молодые психиатры были привлечены нозологическим подходом немецкого психиатра Эмиля Крепелина (Ганнушкин к тому моменту уже посетил его курс в Берлине), в то время как старшее поколение отрицало его идеи. Сербский и Корсаков работали в синдромологическом подходе: диагнозами в таком случае являются названия синдромов, независимо от вызвавших их причин. В подходе Крепелина - нозологическом - все психические расстройства представлены в виде отдельных болезней в зависимости от их причин. Таковыми являются, например, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, алкогольный психоз и многие другие заболевания. В соответствии с данным направлением считается, что каждой болезни присущи свой, самостоятельный в своем развитии, этиопатогенез, характерная клиническая картина, течение заболевания, а также вероятный прогноз и исход.
Новое поколение начало группироваться вокруг Ганнушкина, который становится одним из его неформальных лидеров. Тогда же был образован журнал «Современная психиатрия», который не был традиционным академическим журналам, а отвечал на острые общественно-политические проблемы. В журнале публиковались сюжеты из клинической практики, конспекты иностранных исследований, вакансии, дискуссии, в том числе споры молодого поколения с Сербским.
Организация советской психиатрии
После большевистской революции психиатры одними из первых пошли на сотрудничество с новой властью, чтобы реорганизовать медицинскую помощь на новых принципах. Одну из ключевых ролей в этом сыграл Ганнушкин, который в ноябре 1917 г. стал председателем совета Русского союза психиатров и невропатологов. В 1918 г. московские психиатры заняли ключевые позиции в только что созданном Народном комиссариате здравоохранения РСФСР. Хотя Ганнушкин не занял крупных постов в Наркомздраве, тем не менее, он стоял за главными решениями в организации советской психиатрии. Так, он был одним из инициаторов создания районной и диспансерной психиатрии в Москве, а также Института судебно-психиатрической экспертизы. Ганнушкин консультировал и посещал многие больницы того времени. В эти годы к Ганнушкину перешла от Корсакова и Сербского роль лидера Московской психиатрической школы.
Одним из мест работы Ганнушкина в то время был санаторий Сокольники, где лечились видные партийные деятели. Статья Ганнушкина «Об одной из форм нажитой психической инвалидности», опубликованная в 1926 году в сборнике трудов Клиники на Девичьем поле, написана, предположительно, на этом клиническом материале. Она вызвала бурную дискуссию. В статье Ганнушкин критиковал темпы жизни в раннесоветском обществе и чрезмерное напряжение молодых активистов.
П.Б. Ганнушкин - директор психиатрической клиники
В 1918 г. Ганнушкин был избран профессором кафедры психиатрии Московского университета, став первым психиатром, избранным на эту должность после революции. С этого момента начинается 15-летний период его руководства психиатрической клиникой на Девичьем поле. Это время оказалось наиболее насыщенным в его профессиональной деятельности. «Витриной» научной работы клиники стали ее труды, в которых печатались статьи сотрудников. Сборники трудов клиники на Девичьем поле есть в библиотеке Музея Преображенской больницы.
Работая в психиатрической клинике Московского университета, П. Б. Ганнушкин продвигал принципы медсестринского ухода за пациентами. В период его руководства клиникой одна из медсестер клиники Л. Шидловская стала автором «Очерков по уходу за душевнобольными» (1927). Ганнушкин написал к этому руководству предисловие, где отметил то, что кажется важным в уходе за пациентами ему самому: «Изложение проникнуто, во-первых, чувством гуманности, большой мягкости и доброты к больному и, во-вторых, сознанием необходимости быть в общении с больными как можно проще, прямее и правдивее; и то, и другое кажется нам чрезвычайно важным». Книга доступна для чтения целиком на нашем сайте по ссылке.
Именно в клинике на Девичьем поле возникла «школа Ганнушкина», из которой вышло несколько поколений его учеников. Многие из них потом сами стали основателями собственных институтов и школ. Некоторые из них также работали и в Преображенской больнице, а в библиотеке музея сохранились их научные работы, в том числе подаренные лично П. Б. Ганнушкину.
Ученики Ганнушкина
Среди учеников Ганнушкина – Т. П. Симсон, Е. К. Краснушкин, П. М. Зиновьев, В. И. Аккерман, А. О. Эдельштейн и С. Г. Жислин. О некоторых из них мы подробно рассказывали на выставке.
Татьяна Павловна Симсон (1892–1960) вместе с М.М. Моделем и коллективом учеников создала новый раздел в отечественной психиатрии – психиатрию раннего детского возраста. Т.П. Симсон первая подробно описала шизофрению в раннем детском возрасте. Она изучала эпидемический энцефалит у маленьких детей, а также гриппозный вирусный энцефалит и психотические состояния при гриппе, тифе, кори, ревматизме. Благодаря научной и общественной деятельности Симсон дети, имеющие поведенческие девиации вместо того, чтобы быть помещенными в учреждения пенитенциарной системы, получали помощь и лечение, за которыми следовали реабилитация и попытки социальной интеграции. В 1941–1944 гг. Т.П. Симсон была научным руководителем 1- й Московской психоневрологической больницы (бывшей Преображенской). С 1945 г. и до последних дней жизни они заведовала детским отделением в Институте психиатрии АМН СССР; в течение пяти лет работала заместителем директора по научной части института.
Евгений Константинович Краснушкин (1985-1951) является одним из создателей отечественной судебной психиатрии как самостоятельной дисциплины. Изобрёл лекарственную смесь (смесь Краснушкина), которая широко применялась для лечения психически больных. С 1919 по 1925 г.г. Краснушкин Е. К. был ассистентом Ганнушкина П. Б. в Московском университете. С 1919 по 1931 г.г. работал врачом-психиатром в местах заключения при Мосздравотделе, где заведовал кабинетом по изучению личности преступника. С 1920 по 1930 годы заведовал кафедрой судебной психиатрии факультета общественных наук Московского университета. В 1921 году Краснушкин принимал активное участие в организации Института судебной психиатрии им. Сербского. В 1945—1946 был единственным советским психиатром, участвовавшим в проведении судебно-психиатрической экспертизы главных военных преступников на Нюрнбергском процессе.
«Клиника психопатий» Ганнушкина
Ганнушкин больше всех современников-психиатров в России уделял внимание изучению пограничных состояний - патологических характеров и психопатических личностей. Ганнушкин большую часть своей жизни изучал пограничные состояния, поэтому его последняя книга включает и развивает тезисы его предыдущих работ, среди которых «Постановка вопроса о шизофренической конституции» (1908), «Постановка вопроса о границах душевного здоровья» (1914), «Психастенический характер» (1907), «Психика истеричных (к учению о патологических характерах)» (1909).
Опубликованная посмертно в 1933 году «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика» стала главной работой Ганнушкина, в которой был обобщен труд всей его жизни. Учение о конституциональных психопатиях, представленное в этой книге, стало основным вкладом Ганнушкина в науку. В первой четверти XX в. среди психиатров шли активные дебаты о психопатиях, под которыми тогда понимали врожденные свойства личности, не позволяющие людям приспособиться к социальным нормам. Ганнушкин разработал оригинальную классификацию психопатий, а также концепцию динамики психопатий. В результате он стал одним из основоположников так называемой «малой психиатрии» и учения о психопатиях.
Ганнушкин умер в 1933 году на операционном столе от болезни желудка. «Учитель-клиницист, друг и защитник прав душевнобольных, борец-общественник, руководитель советской психиатрии» - современники и ученики Ганнушкина в 30-е годы выбрали именно эти слова для эпитафии на его памятнике.
В 1934 году вышел посвященный Ганнушкину сборник трудов его Психиатрической клиники. Статьи о Ганнушкине написали как его ученики, так и другие известные ученые-психиатры - Эдельштейн А. О., Л. М. Розенштейн, Т. И. Юдин, М. Я. Серейский и другие. Сотрудница лаборатории архитектоники мозга Кононова проанализировала мозг Ганнушкина, сравнивая с мозгами других выдающихся ученых. На примере мозга Ганнушкина она впервые описала случай удвоения сильвиевой борозды, который был классифицирован ею как признак гениальности.
Вскоре после смерти П. Б. Ганнушкина, в 1936 году, Невро-психиатрическому институту на Потешной улице присвоено его имя. В 1938 году Институт стал больницей имени П. Б. Ганнушкина, которая и сейчас носит его имя.